Главная » Без рубрики » Как научить ребёнка выговаривать букву “Р”

Как научить ребёнка выговаривать букву “Р”

Очень часто дети не выговаривают букву “Р”. Мы приведем несколько советов как помочь малышу говорить правильно

Во-первых нужно разрабатывать язык и растягивать уздечку, которая находится под языком. Для этого нужно как можно дальше высовывать язык и поднимать кончик вверх, а затем еще из стороны в сторону… У детей, которые не выговаривают эту букву не гнется язык, а при произношении этой буквы он должен доставать до нёба (попробуйте сами произнести), а без этого не получится произнести.

Из подготавливающих к звуку “Р” упражнений эффективны:

-лошадка (цокание)

— чистить заборчик (проводить язычком по сомкнутым зубам)

— маляр (проводить кончиком языка по нёбу вперёд-назад)

— звать белочку(цокать в сомкнутые зубки)

— грибок (“присосать” язык к нёбу и открыть рот, язычёк должен не отрыватся от нёба пол минуты)

Это одни из основных упражнений и прежде чем ребёнка просить их сделать, попробуйте поделать сами.

Из постановочных упражнений эффективны:

-”болтушка” , “сдувание грибочка”, “песенка маляра”

Вот советы практикующего логопеда с сайта http://mamulkikrasotulki.ru/. После того как ребенок с легкостью делает эти упражнения переходим к следующему этапу. Сначала проверьте, как вы этот звук сами произносите, т.е. обратите внимание на положение и движение губ, зубов и языка про произнесении звука. (Произносим мы не букву, потому что букву можно только видеть и прочитать, а звук, который слышим и говорим. Причем одна буква может обозначать два звука: твёрдый и мягкий. Например, буква “р” (называется “эр”) обозначает два звука: “р”(рак, картина, зефир) и “рь” (рис, Ирина, фонарь). Затем проверьте так же ребёнка. Для звуков “р” и “рь” необходимо, чтобы:1) Зубы были раскрыты на расстоянии закусанного пальца.
2)Язык должен быть широким (проверяем так: упр.”Лопаточка” – языкнеподвижно лежит на нижней губе, касаясь уголков губ.  У ребёнка не получается? Делаем снова и снова упр. “накажи язычок”: шлёпаем сильно по языку губами и произносим”пя-пя-пя”. И опять “Лопаточку”. Получилось? Нет? Все делаем по кругу, пока язык не станет широким. Несколько раз в день и ежедневно! Не торопитесь ставить звук дальше.
3) Язык должен “стучать” по бугоркам, которые находятся за верхними зубами (найти их так: язык поднимем за верх. зубы и двигаем назад и после бугорков сразу язык скользнёт на нёбо). Стучим языком по бугоркам и произносим, сначала шопотом, один звук “д”( д-д-д…, но не дэ или ды) так: поставили язык на бугорки и один раз сказали, сильно выдохнули “д” (слышите шопотное отрывистое “р”?) – изо рта должен толчком вырваться воздух – это язык отклонился вперёд ( это упр. “Стреляем”). Подставили ладошку ко рту, она чувствует этот толчок воздуха? Нет? Сильнее выдох с “д”.
4) Язык должен  ”плясать”(вибрировать) на бугорках. Упр.”Барабанщики”: языком стучим по бугоркам и произносим отрывисто и быстро: “д, д, д…”  (воздух изо рта выходит толчками). Выучили? Далее упр.”Сбиваем язычок”: делаем упр. “Барабанщики” и указательным пальцем ( или широким концом ручки чайной ложки) толкаем язык влево-вправо (только палец ставим на середину  языка) быстро-быстро. Слышите “рррр”? Старайтесь. Звук должен быть. Учите это упр. долго. Затем начинаем язык “обманывать”: ребёнок сбивает язык пальцем(слышим “рррр”), а взрослый держит его за эту же руку; потом взрослый быстро дёргает ребёнка за руку, палец малыша, конечно, выходит изо рта, а язык продолжает произносить звук “р”; так повторяем много раз, причём каждый раз ребёнок не должен знать, когда взрослый “обманет” его. Вскоре произойдёт так, что, как  только пальчик будет приближаться к языку, как тот сам, будет правильно произносить звук. Можно взрослому удерживать руку ребёнка у зубов того и не давать пальцу вообще касаться языка. Всё! Это постановка звука “р”. Но вам ещё предстоит соединить этот звук с гласными звуками ( а, о, у, э, ы).  А соединяя звук “р” с гласными буквами ( и, я, е, ё, ю), мы “получим” мягкий звук “рь”.    Так я работаю над постановкой звука “р”. Конечно, здесь я описала всё кратко и (старалась!) доступно для всех. Помните, что нельзя стараться выучить сразу все упражнения, не приступайте к сложным упражнениям, пока не получаются предыдущие; не торопитесь; придумайте свои интересные названия для каждого упражнения, превратите эту гимнастику для языка в сказку; постарайтесь выучить с ребёнком правильное положение губ, зубов, языка при произнесении звука “р”.

Мой блог находят по следующим фразам

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: