Компьютерная зависимость

Сегодня речь пойдет о механизмах возникновения компьютерной зависимости, как психического расстройства и ее профилактики.
На мой взгляд, возникновение компьютерной зависимости лучше всего объясняют две теории, так называемые «дефицитарная» теория и теория «самолечения».
Речь идет о том, что любая зависимость возникает там, где в жизни или психике человека чего-то не хватает. Это может быть, что угодно: дефицит общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми,дефицит уверенности в себе и своих силах, дефицит эмоций, невозможность получать удовольствие в реальной жизни, сложности в эмоциональной регуляции, отсутствие способности к самоуспокоению, отсутствие у человека увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером,
отсутствие личного психического и физического пространства и т.д.
Другими словами, чего человеку в реальной жизни не хватает, он получает в виртуальном мире. Человек идентифицируется с объектом в компьютерном мире, принимает его роль, способности, тем самым компенсируя свои недостатки.
Еще одна теория объясняет зависимость, как попытку «самолечения», каковы же «лечебные» механизмы?
Есть мнение, что взаимодействие человека с компьютером сопровождается особым трансовым состоянием сознания. Фокус внимания человека переводится на происходящее в виртуальном мире, он застывает в неподвижной позе, снижается его восприимчивость к внешним раздражителям и т.д…  Это все признаки транса, при этом в головном мозге происходит перераспределение тонуса, человек расслабляется, либо находится в приятном возбуждении, изменяется эмоциональный фон с «-» на «+». Кроме этого, в момент, когда в виртуальном мире достигается успех, победа, возникают так называемые «пиковые» состояния удовольствия, драйва, разрядки возбуждения. Это сопровождается выбросом нейромедиаторов; серотонина, дофамина, норадреналина, а за ними и эндорфинов – «гормонов счастья». Именно, для получения этих «бонусов» («пиковых» состояний и транса) человек возвращаться к компьютеру вновь и вновь. Благодаря этому, такие проблемы, как усталость, напряжение, тревога, плохое настроение, неприятности на работе или учебе, напряженные отношения в семье, во время игры все уходят на второй план, перестают  беспокоить.
Но опасность такого «самолечения» заключается в том, что для достижения всех вышеописанных эффектов в реальной жизни человеку приходится приложить много усилий, и это связано с определенными рисками, трудностями, а для достижения их в виртуальном мире, достаточно просто включить компьютер. Это быстро, безопасно, дешево, поэтому психика, особенно не зрелая, идет по простому, легкому пути.
На мой взгляд, вышеперечисленное объясняет, почему компьютер обладает зависимогенными свойствами.
Критерии диагностики компьютерной зависимости (Maressa Hecht Orzack, PhD, 1999)
Наличие как минимум пяти из ниже перечисленных симптомов свидетельствуют о наличии компьютерной зависимости:
• получение удовольствия, волнения или облегчения за компьютером,
увеличение времени, проводимого за компьютером;
• регулярные покупки нового программного и аппаратного обеспечения для компьютера;
• изменения настроения вне компьютера/интернета;
• появление тревоги, злости и депрессии вне компьютера/интернета;
• ощущение потери контроля и подавленности вне компьютера/интернета;
• постоянные мысли о компьютере или интернете вне компьютера/интернета;
• неудачные попытки контролировать время, проводимое за компьютером;
• использование компьютера с целью ухода от текущих проблем;
• игнорирование своих обязанностей вследствие использования компьютера;
• потеря весомых взаимоотношений вследствие использования компьютера;
• ложь о количестве времени, проводимом за компьютером/в интернете;
• ложь о деятельности, проводимой за компьютером/в интернете;
• возникновение финансовых трудностей, возникших в результате злоупотребления компьютером/интернетом;
• проблемы на работе или в учебе вследствие компьютерной деятельности;
• проблемы со здоровьем вследствие компьютерной деятельности.
Мы рекомендуем родителям использовать следующие стратегии для профилактики компьютерной зависимости у детей:
1. Показывать личный положительный пример, родителям демонстрировать умеренное, упорядоченное использование компьютера.
2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому подлежит контролю со стороны родителей.
3. Предложить другие возможности времяпровождения, в том числе совместного.
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения.
5. Цензура видов деятельности в компьютере, вплоть до программ «родительского контроля».
6. Обсуждать компьютерные занятия и развлечения вместе с ребенком..
В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой,  необходимо обращаться к специалистам.
Врач психиатр-нарколог 1 категории, врач психотерапевт НПЦ ПЗ «София» Еркаев А.Н.

Оставить комментарий