Последний урок для выпускников .
Проведение последнего урока для выпускников школы.
Далее…
Учащийся:
Под дождем или в зное,
Но в положенный срок
Каждой новой весною
Есть последний звонок.
Он экзамена вроде,
Он как новый рассвет.
Он итоги подводит
Одиннадцати школьных лет.
Он – прелюдия входа
В беспредельность дорог.
Он в любую погоду
Позовет за порог.
Он прекрасен, отчаян,
Стать трамплином готов.
Он сигналит к началу
Главных в жизни шагов.
Сколько в нем обещаний!
Вдаль зовет этот звон.
В нем и горечь прощаний,
И надежд миллион.
…Под дождем или в зное,
Но в положенный срок
Каждой новой весною
Есть последний звонок.
Учитель:
Пришла пора проститься с партой школьной,
Доской, учебником и классом дорогим.
Признайтесь, вам сейчас, конечно, больно
Оставить дом, что был для вас родным.
Вы здесь росли, впервые узнавая
О Родине, о людях, о делах.
Трудиться научились,
А, мечтая, бывали в разных
Странах, селах, городах.
Наши учительские сердца сегодня бьются учащенно. На душе у нас торжественно и чуточку грустно. Торжественно – потому что сегодня вы закончили 11-летний путь по дороге знаний; грустно – потому что нам с вами приходится расставаться. Помните, у Распутина сказано, что всякое прощание дает надежду. Я надеюсь, что в ваших душах поселилась доброта, сердечность, милосердие, порядочность. Вы расстаетесь с миром детства, беззаботным и счастливым. А мы, учителя, подводим итоги своего педагогического труда. Но радости все же больше. Вы чувствуете, что за спиной будто крылья выросли, будто сегодня школа превратилась в гигантский символический трамплин, который вытолкнет вас в воздух, и вы полетите в большой мир дел и забот, открытий и познаний.
Наш урок можно назвать по-разному: урок воспоминаний, урок наставлений, урок мечтаний, урок прощания с детством. Но все эти понятия объединяет одно – последний звонок на последний урок.
Ученица 1:
Сегодня мы говорим: «Спасибо, школа!». Мы расстаемся с учебниками, уроками, звонками. В этот час хочется незаметно уйти назад, в детство, хочется повторить то, чем жили 11 школьных лет.
Ученица 2:
Учитель! Школьный учитель!
Вы, за нас беспокоясь,
Незримо в космос помчитесь,
Пойдете в тайгу на поиск,
В пустыню по зыбким дюнам,
В море пенной дорогой…
Мы – ваша вечная юность,
Надежда, радость, тревога!
Вам по-прежнему нет покоя,
Всю жизнь посвятив детворе.
Спасибо Вам за сердце такое –
Выше звезд и глубже морей!
(Учащиеся высказываются о каждом из учителей, о любимом уроке, читают отрывки из сочинений о школе, о любимом предмете, уроке, учителе. Под музыку песни А. Бабаджаняна «Детства последний звонок» учащийся читает стихотворение.)
Учащийся:
Нет, не забудет никто никогда школьные годы чудесные!
Подумай, как быстро
Те дни пронеслись!
Детство теперь лишь приснится.
Ты хочешь сказать ему:
– Детство, вернись
На этот урок –
Нам надо проститься!
Школьный задумчивый парк…
Кедры и сосны о чем-то шумят.
Милое школьное здание…
Первое наше свидание…
Все может в жизни забыться,
Как старые ленты кино…
Только однажды, как птица,
Прямо к тебе постучится
Школьная память в окно…
Учитель:
На нашей доске висит календарь школьных лет. Давайте сорвем первый листок. Что на нем написано? Какая дата? (1 сентября ____г.)
Чем запомнился вам этот день? Как вас встретила школа? Как звали ваших первых учителей? Какими остались они в вашей памяти? (Дети отвечают на вопросы.)
Слово предоставляется первым учителям из начальной школы.
(Учительница вызывает к доске детей, а они складывают буквы в слова, решают примеры.
Назовите самое нужное слово на свете. (Мир.)
Самое дорогое? (Родина.)
Самое родное и близкое? (Мама.)
Дети в тетрадях, а один ученик на доске пишут эти слова, затем проводится физкультминутка.)
Ученица 3
(читает стихотворение А. Барто «Первый урок»):
Я на уроке в первый раз,
Теперь я – ученица.
Вошла учительница в класс, –
Вставать или садиться?
Мне говорят: «Иди к доске», –
Я руку поднимаю.
А ручку как держать в руке,
Совсем не понимаю.
Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И две Петровых в классе.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.
Ученик 1
(читает стихотворение Л. Куклина «Наши учителя»):
Разными были учителя
В человеческом общежитии,
Но на них ведь держится Земля,
Наши открытия.
Они не ожидали от нас
Непременной известности,
Но предпочитали известный запас
Порядочности и честности.
Спасибо вам, наши первые учителя! (называет имена учителей.)
Ученица 4:
Когда-то первоклассника-мальчишку,
Пришедшего из школы первый раз,
Родители спросили: «Как делишки?
Понравился тебе твой первый класс?»
Ученик 2:
«Понравился… Но это все детали, –
Съязвил сынок родителям в ответ. –
Так что же вы мне не сказали,
Зачем вы от меня скрывали,
Что в школу ходят целых 11 лет?!»
Ученица 5:
А 11 лет прошли быстрее сказки,
Мальчишка оглянуться не успел –
И нет уже учительской подсказки,
И стерся до последней крошки мел.
Ученик 3:
Целый час над ней сижу,
Сотый раз уже твержу:
– Ну, зачем же этой птице
Захотелось вдруг водицы?
И попробуй-ка учесть,
Сколько в клюв к ней может влезть?
Иксы, игреки, нули,
Вы с ума меня свели!
Учащиеся
(читают по частям стихотворение Е. Нестеровой «Школьный дневник»):
Сегодня я нашла случайно
Среди альбомов, карт и книг
Сюда положенный нечаянно
Мой ученический дневник.
Его обложка пожелтела,
И надпись стерлась кое-где.
Но я с трудом прочесть сумела:
Седьмая школа… 5-й «Д»…
Листаю… Каждая страница –
Не просто запись, а рассказ.
Здесь детства моего частицы,
Здесь каждый день и час.
И в первый раз обидно стало,
Что детство с ленточкой в косе
Так незаметно убежало,
И убежало насовсем!
Учитель: Отрываем из календаря страничку «5 класс». Что же было главным в вашей жизни? Что помнится? Какими вы были? (Дети вспоминают предметное преподавание, новых учителей, новый кабинет, классные часы, походы.)
Знайте, где бы вы ни были, кем бы ни стали, каждое слово о вас, о ваших делах доставит мне радость. Были удачи и поражения, порой возникало непонимание, но оно возникало оттого, что мы хотели вас уберечь от ошибок, а наши требования казались вам необоснованными. Сегодня я вам говорю «Спасибо». Спасибо за то, что я познала радость труда, вместе с вами делала открытия. Никогда не забуду, как мы ходили в поход с ночевкой, как ездили в театр, как обсуждали прочитанные книги.
Вы – умные, старательные дети, пришедшие в школу за знаниями. Сегодня вы прощаетесь со школьным уроком. Он последний в вашей жизни. Ваши сердца взволнованы. А какое ваше сердце, чем оно наполнено – это зависит от ваших родителей. Вы начинали вместе с ними, на четвереньках ползая за первой игрушкой. Постепенно поднимали они вас за ручку, заботясь, чтоб не ушиблись. Они всегда беспокоились о вашем нравственном здоровье, умственном и физическом совершенстве. И вот наступает момент, когда им приходится тянуться за вами на цыпочках, имея в виду не только ваш рост, но и взгляды, суждения.
Ученик 4:
Сегодня мы «спасибо» говорим,
Конечно, и родителям своим.
Забота ваша и вниманье, и терпенье
Так помогают нам всегда!
Но признаемся с сожаленьем:
Бываем глухи иногда
Мы к вашим просьбам и тревогам,
Сомненьям, горестным упрекам.
Непонимания стена
Вдруг вырастает между нами.
И кажется порой: она
Не сможет рухнуть
Даже с помощью цунами!
А мы ведь любим, любим вас!
Но чувства часто держим под секретом!
И только сдержанность подчас
Мешает нам признаться в этом.
(Учащиеся срывают следующий листок календаря. Он называется «Страничка Спортивная». Звучит мелодия, извещающая о спортивной передаче.)
Комментатор: Дорогие ребята! Сегодня мы транслируем решающий матч между командами «Стоик» – сборная учителей школы и «Неподдающиеся» – сборная учеников. Матч проходит в конце учебного полугодия. Игра обещает быть захватывающе интересной. Силы команд равные. На стороне «Стоиков» – знания, многолетний опыт борьбы, а также железная закалка и выдержка. Несмотря на усталый вид и солидный возраст, участники демонстрируют могучую волю к победе.
«Неподдающиеся» пышут здоровьем и молодостью, атлетическое сложение вселяет в них массу надежд на победу и уверенность в своих силах.
Игра уже началась. На счету «Неподдающихся» пять «двоек». Наступление ведут «Стоики». Они заметно расстроены своим перевесом и неудачами противника. Очень острая борьба ведется на математическом участке поля. «Шайба» у Валентины Михайловны. Вопрос! Еще вопрос!
Удачным ответом Максим отбивает «шайбу» у Валентины Михайловны.
Взрыв ликования в команде «Стоиков». Игра продолжается.
Сложная ситуация на участке литературы. Андрей и Галя, удачно прорвавшись на математическом участке, встречают неожиданный заслон. Перед ними грозная и неумолимая Галина Александровна, которая требует сочинения, а таковых у Андрея и Гали нет. Они падают, отбросив команду назад. Игра перемещается в центр. Теперь бой разворачивается на химическом участке поля. Атакуемые чувствуют себя здесь явно неуверенно, их движения хаотичны, реакция замедленна и выдает полную растерянность игроков. На помощь Юле спешит Лена. Ловкий бросок – и сильной подсказкой сбит нападающий из команды «Стоиков».
Свисток судьи. За недозволенный прием команда «Неподдающихся» лишается одного игрока.
Замешательство на игровом поле. Капитан «Стоиков» – Виктор Викторович строго смотрит на своего нападающего.
Защитник «Стоиков» – Надежда Григорьевна просит судью дать время для короткого совещания. Передышка окончена. Свисток. Игра возобновляется.
Среди болельщиков волнение усиливается. Особенно обеспокоены родители. Они рвутся на поле и готовы в любую минуту сменить игроков из команды «Неподдающихся». Но… не собираются отступать молодые. На этот раз, не дав «Стоикам» опомниться, они забрасывают в их ворота ответ за ответом.
Удар! Еще удар! И счет выравнивается. Болельщики ликуют. «Неподдающиеся» скромно, но с достоинством принимают поздравления и удаляются с поля.
Довольные исходом матча «Стоики» поздравляют друг друга. Капитан команды благодарит своих коллег за хорошую работу на поле учебы.
Дальнейшие комментарии считаем излишними. Спасибо за внимание.
Учитель: Следующая страничка календаря – «Путешествия». Давайте вспомним наши путешествия.
(Дети рассказывают о поездках в другие города, встрече с писателями, читают стихотворение В. Колыхалова «Последний звонок».)
Многим соколятам и орлятам
Школа крылья крепкие дает.
Между первым и десятым –
Только испытательный полет.
Школа – знаменательная веха.
Улетите из любимых стен.
Долго будет отдаваться эхо
Громовых веселых перемен.
В мир открылась сказочная дверца.
Впереди – дорога далека.
Влейте в каждый колокольчик сердца
Серебро последнего звонка.
Мы – кремневой северной породы.
Нам земля – надежное жилье.
Знайте, что у матушки-Природы
Все мы – дети малые ее.
Зазвенят еще для вас стозвонно
Звезды, небеса, ручьи, стога,
Кедры, Обь, березовые кроны,
Колдовская радуга-дуга.
Бор сосновый – чистый, беломошный.
Весны, что приходят не спеша…
Словно гулкий колокол всполошный
Встрепенется от любви душа.
Как в обворожительном зените
Жаворонок голос свой хранит,
Так и вы прощальный звон храните –
Он ведь с вашей школой прочно слит.
Много предстоит еще, ребята,
Вам бумажных испахать полей.
Пронесите все по жизни свято
Жар сердец своих учителей.
Многим соколятам и орлятам
Школа крылья крепкие дает.
Между первым и десятым –
Только испытательный полет.
Облака еще не раз растают.
Май не раз растопит снег и лед.
Улетают птицы… улетают…
Пусть счастливым будет перелет!..
Ученица 6:
Годы мчались быстро и легко,
Отзвенели тысячи звонков.
Нам остался лишь один звонок,
Нам остался лишь один урок.
Ученик 5:
На уроках, письменно и устно,
Постигая школьные предметы,
Мы нередко размышляли грустно:
«Ну, когда же кончится все это?»
Ученик 6:
И сейчас становится так ясно
То, что не ценили мы тогда:
До чего же все-таки прекрасны,
Беззаботны школьные года!
Учитель: В вашей школьной жизни было много звонков. Их прозвенело приблизительно две тысячи. Так, по крайней мере, утверждают статистики. Они были разные: неожиданные и радостные, тревожные и веселые, и, чего греха таить, благодарные, потому что спасали от неминуемой «двойки». Но сегодня он особенный. Он последний твой школьный звонок. Он как рубеж между детством и той, другой жизнью, которая ожидает тебя. Каким бы ни было твое будущее, сколько удовлетворения, радости и счастья тебе оно ни принесло бы, ты обязательно вспомнишь этот дом, твою школу, твоих друзей и эти волнующие минуты.
Ученик 7:
Ты смотришь тревожным и радостным взором
В предчувствии разных путей и дорог.
Он скоро раздастся по всем коридорам
Веселый и грустный последний звонок.
От этих минут никуда нам не деться,
И каждый из нас с этим чувством знаком.
И значит, не только лишь школьное детство
Уходит от нас вместе с этим звонком.
Мы здесь научились мечтать до рассвета,
Держать перед совестью нашей отчет –
А это из многих учебных предметов,
Наверное, самый серьезный предмет.
Не каждая тропка окажется гладкой,
Не все испытания будут легки.
И жизнь перед нами лежит как тетрадка,
В которой пока еще нет ни строки.
Вот и повесть о детстве подходит к развязке,
Дописаны главы, досмотрены сны.
Уже, не надеясь на чьи-то подсказки,
Мы решать все задачи должны.
Звени над прошедшим и настоящим,
Над всем, что берег я и что не берег.
Звени же над детством моим уходящим,
Веселый и грустный последний звонок!
(Учащиеся смотрят видеофильмы, снятые за годы учебы, вспоминают интересные случаи из своей жизни. Родители выступают со своими пожеланиями детям, говорят слова благодарности в адрес учителей. Звучат стихи о школе и учителях.)
Учитель
(читает стихотворение Ю.П. Груздевой «Слеза учительского счастья»):
В тревогах школьной суеты
Летели годы быстротечно.
Семь лет бок о бок вместе шли –
Казалось, это бесконечно.
Но есть всегда всему предел,
Пора настала расставаться.
Таков учителя удел:
Встречать, учить, потом прощаться.
Те годы, что мы вместе с вами шли,
Нам всем запомнятся навечно.
Что потеряли, что нашли –
Судить об этом вам, конечно.
Делили с вами радость вместе,
Переживали все невзгоды,
Все делали мы честь по чести,
Ходили дружно мы в походы.
А завтра ждут вас жизни вехи,
Пробиться в ней, ребята, надо!
А ваши добрые успехи
Пусть будут для меня наградой.
За те порывы и волненья,
Что я в душе своей носила.
Дай Бог, родные, вам терпенья,
Уменья, здравия и силы.
Налит шампанского бокал,
При свете пузырьки искрятся…
И кто-то грустно вдруг сказал:
«Пора настала расставаться».
Я поднимаю свой бокал
За вашу добрую дорогу,
И пусть все то, что в школе взял,
Поможет в жизни сделать много.
И набежала на глаза
Как будто в легкое ненастье
Совсем не грустная слеза –
Слеза учительского счастья.
(В конце урока ученики дают советы учителям «Как вести себя во время каникул». Все вместе танцуют, поют песни школьных лет. Звенит последний звонок.)Целуемся,прощаемся и на выход!
В ДОБРЫЙ ВАМ ПУТЬ ДОРОГИЕ ВЫПУСКНИКИ