Главная » Без рубрики » РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОМА И НА ПРОГУЛКЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОМА И НА ПРОГУЛКЕ

В современном мире все чаще наблюдается тенденция к преобладанию различных нано-технологий, теле и радио «зомбирование» практически всех сторон жизни людей. Поэтому очень важно включить детей в такие виды деятельности, которые развивали бы их творческие способности, приобщали к истокам народной и мировой культуры, формировали эстетический вкус.  Конечно, современная муниципальная и коммерческая система образования предлагает массу различных развивающих «продуктов». Но, приложив минимум усилий и затрат, можно успешно, не напрягая ребенка, развивать его творческие способности в домашних условиях.

Как именно? – Спросите вы.

Конечно, прежде всего в игре!

Ведь игра является ведущим и основным видом деятельности дошкольника. Творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-то образ в материале, художник создает его в своем воображении, прилагая в этому сознательные волевые усилия. Как отмечает Е.П. Топалова, яркие, фантазийные, животные образы через нейроэндокринную систему оказываютт воздействие практически на все системы и органы. Например, насыщенные яркие цветовые сочетания увеличивают функциональную активность правого полушария головного мозга и помогают ускорить обмены процессы в организме.

Для реализации творческого воображения и безграничной фантазии, заложенной в каждом ребенке, можно использовать следующиеигры:

Трубочка, краски, мыльные пузыри.

На твердую светлую поверхность (в идеале – крышка детского столика) наливается небольшое количество мыльного раствора, в который добавляются акварельные краски. Ребенок дует в трубочку, выдувая удивительной красоты цветные мыльные пузыри.

Ладошки и все понемножку.

Для детей, которым наскучило традиционное рисование карандашами и красками, можно предложить порисовать ладошками. Для этого берется лист ватмана, в блюдце разводится с водой краска (лучше гуашь). Детям можно надеть фартуки, сделанные из пакета «майка». Дети обмакивают ладошки в краску и делают отпечатки на листе ватмана.

Таким образом можно создать композиции «Веселые осминожки», «Осенние листочки» и т.д. Помимо развития творческих способностей, данное упражнение помогает снять психоэмоциональное напряжение, способствует эмоциональной разрядке детей.

Поиграем в аборигенов.

Данный вид деятельности можно провести в летнее время на даче или на берегу моря. Дети разрисовывают друг друга красками наподобие аборигенов. Затем художников можно вымыть шлангом или выкупать в море. Игра очень нравится детям.

Кляксография.

На листе бумаги наносится клякса. Дети фантазируют, допридумывая образ и дорисовывая нужные детали.

Монотипия.

Лист бумаги делится пополам с помощью карандаша и линейки. Затем на его одной половине рисуется половина бабочки, цветка и т.д. акварельными красками. Затем лист аккуратно складывается пополам. Таким образом на второй половине получается отпечаток рисунка. Более старшим дошкольникам можно пофантазировать на тему «Звездная галактика», «Подводный мир» и т.д.

Пока мама готовит обед…

Когда взрослые находятся на кухне, дети с удовольствием играют рядом с подручными материалами. Вот какие игры можно им предложить:

Макаронные фантазии.

Детям дают макаронные изделия различной формы (ракушки, колеса, звездочки и т.д.). дети выкладывают из них забавные композиции. Например: «Овечки на лугу», «Смешной автомобиль». Если вы хотите сохранить изображение надолго, предложите ребенку заранее подготовленнуюкартонку с налепом из пластилина. На такой поверхности сухие рожки и завитушки будут держаться дольше. Данная игра развивает фантазию и мелкую моторику пальцев, что очень важно для развития речи.

Волшебное тесто.

Мама вместе с ребенком замешивает соленое тесто (в пропорции соль -1 ч.л. + мука 1ч.л. + 1 ст.л. подсолнечного масла + воды столько, чтобы получилась консистенция, близкая к пластилиновой массе). Дети лепят различные фигурки, которые затем подсушиваются в духовке и раскрашиваются.

Фруктово-овощная геометрия.

Когда мама шинкует овощи для борща, она дает несколько ломтиков свеклы и кружков моркови ребенку. Можно предложить ему сделать треугольник, квадрат, выложить домик и даже человечка из кусочков овощей и фруктов и затем все это с аппетитом съесть.

Ледовые замки.

Предварительно залитую в формочки и окрашенную красками воду замораживают, а затем предлагают ребенку построить ледяные башенки, домик «игру» для эскимосов и т.д. (желательно эту игру проводить в теплом помещении со здоровым ребенком)

Когда обед приготовлен, можно перейти в другую комнату и посмотреть иллюстрации, ведь как показывают многочисленные исследования, искусство не только дарит эмоциональное наслаждение, но и помогает достичь психологического равновесия и комфорта. Вот какие произведения рекомендует Топалова Е.П., автор книги «Художники с пеленок»:

  • В. Борисов-Мусатов «Водоем»
  • Клод Моне «Тополя», «Водяные лилии», «Рязанский собор», «Гармония в синем и золотом» и «Яркое солнце»
  • К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»
  • Т. Климен «Золотые рыбки».

Произведение, придающее энергию, оптимизирующие, очень любимые детьми:

  • И. Левитан «Золотая осень»
  • Одилон Редон «Цветы в китайской вазе»
  • Анри Матисс «Яблоки», «Красные рыбы»
  • Х. Миро «Лето»
  • Бриджит Райли «Август»

Посмотрев такие изумительные иллюстрации, детям, возможно, тут же захочется взять в руки карандаши, кисти, бумагу. Представьте им такую возможность!

Учитывая влияние на физиологию человека спектральных цветов, можно предлагать детям порисовать с использованием подходящей ему цветовой гаммы. Так, например, порисовать голубым цветом можно предложить детям легко возбудимым, агрессивным, так как он успокаивает, снимает мускульное напряжение, кровяное давление и т.д. А красный, напротив, показан детям со слабым здоровьем, пассивным, т.к. он возбуждает, дает активность, энергию, активизирует все функции организма.

Для развития творческих способностей дошкольников очень эффективным является слушание музыкальных произведений, таких как «На лесной поляне» Ж. Металлиди, «Танец эльфов», «Птичка» Э.Грига, «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, «Вальс цветов» П. Чайковского. Дети очень любят лепить или рисовать под музыку, при этом во много раз глубже и эмоциональнее воспринимают окружающие. Развитие музыкальных творческих способностей помимо традиционных игрушек (металлофон, ксилофон, ложки) можно использовать в играх колокольчики. Дети очень любят колокольчики инаходят для них в игра широкий спектр применений.

Большое влияние на развитие творческих способностей детей оказывает чтение художественных произведений. О воздействии сказки на детское творчество говорили многие известные педагоги, в том числе и В.А. Сухомлинский: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Поскольку детям дошкольного возраста необходимо находиться на воздухе не менее 4х часов, отправляемся на прогулку!

Природа щедро представляет нам материал для развития творческих способностей детей. Одним из основных методов обучения является наблюдение, поэтому детей надо учить наблюдать и изучать природные формы. Еще Леонардо Да Винчи советовал наблюдать за облаками с целью развития творческого воображения. На прогулке дети познают окружающий мир, наблюдают за цветовой гаммой растений и плодов, учатся осознавать, как в зависимости от направления солнечного света меняется окраска цветов и листьев. Развитию творческих способностей детей во время прогулки способствует игра «Найди сказочного героя». Она заключается в том, что дети находят сухие ветки, корни, древесные грибы, напоминающие сказочных персонажей. Здесь же можно собрать материал для новых поделок из природного материала: шишки, желуди, красивые камешки, а заодно поразвивать мелкую моторику рук. На природе можно повести игры, развивающие артистические способности ребят: «Где мы были, мы не скажем – а что видели покажем!», «Изобрази животное», «Раз, два, три – сказочный герой, оживи!» и т.д.

Посещения зоопарка и океанариума могут дать «пищу» для детского творчества.

Игра «Что я слышу?»

Предложить детям послушать, закрыв глаза, как падают листья, шумит ветер. Пошуршать листвой при ходьбе, не отрывая ног от земли, кружить на месте и с продвижением вперед, подбрасывая ногами листья вверх. Пусть ваш ребенок откроет для себя массу удивительных вещей: почувствует как ветерок шевелит волосы, ощутит капли дождя на лице, узнает аромат цветка, проследит за полетом бабочки, полежит на траве и посмотрит на облака, пройдется босыми ножками по влажной теплой земле, ощутит вкус снежинки на губах.

Таким образом, комплексное воздействие на восприятие детей сказки, музыкальных, игровых моментов, наблюдений способствует развитию их воображения и творческих способностей. Все вышеизложенные материалы по развитию творческих способностей детей являются лишь маленькой тропинкой в огромную Страну Фантазии и Творчества. И то, насколько часто Ваши дети будут попадать в нее, зависит от вас, уважаемые родители.

Для развития детей не обязательны дорогие игрушки и пособия. Важнее – внимательное, тактичное сотрудничество с ребенком, умение разглядеть его уникальность и уважать его мнение и творческий взгляд на этот удивительный и прекрасный мир.

Желаю вам творческих успехов!

Автор статьи:
Дериглазова Наталья
Статья написана специально
для сайта Мама в Краснодаре.

Мой блог находят по следующим фразам

Комментарии 3

  • […] картинки на тему развитие разных видов деятельности у … […]

  • […] развитие разных видов деятельности у дошкольников […]

  • […] развитие творческих способностей дошкольников […]

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: