Практически для каждого родителя вопрос соблюдения поведенческих правил малышом является самым острым в детско-родительских отношениях. Нередки случаи, когда после многочисленных нотаций и объяснений дети продолжают вести себя неправильно, с маминой либо папиной точки зрения. Как можно дисциплинировать ребёнка, чтобы тот адекватно воспринимал родительские рекомендации и выполнял разумные требования взрослых? Об этом расскажут советы психологов и опытных родителей.
УЧЁТ ВОЗРАСТНОГО ФАКТОРА
Чтобы дисциплинарные принципы твёрдо вошли в жизнь ребёнка и родителей, нужно учитывать периодичность детского развития. К примеру, полуторагодовалый малыш в силу низких социальных навыков, импульсивности и слабого словарного запаса не способен в точности выполнять все указания родителей.
Маленький ребёнок часто ещё не связывает причину и последствия, к тому же он не осознаёт длинные инструкции. Вот почему он может толкнуть или стукнуть кого-то, чтобы забрать игрушку или просто привлечь внимание. Необходимо сразу прекращать вредные поступки, а также краткими фразами объяснять нежелательность такого поведения.
Трёхлетние ребятишки уже обладают достаточным словарным запасом, способны понимать более сложные инструкции. К тому же в процессе общения с ровесниками и взрослыми дети активно приобретают социальные умения, что несколько упрощает «внедрение» дисциплинарных принципов.
Но одновременно в данный период начинается очередной кризисный этап, поэтому поведение малыша может становиться попросту неуправляемым. Он часто ведёт себя деспотично, грубит взрослым, делает всё наоборот, бунтует в ответ на введение новых правил.
После четырёх лет дети уже хорошо понимают причинно-следственные взаимосвязи, способны понимать важность следования родительским рекомендациям. Как можно дисциплинировать ребёнка в этом возрасте? В принципе, необходимо придерживаться правил, которые считаются универсальными для воспитания детей на любом возрастном этапе. Рассмотрим их подробнее.
КАК МОЖНО ДИСЦИПЛИНИРОВАТЬ РЕБЁНКА
Следует понимать, что дисциплина – это ни в коем случае не наказание и не силовое воздействие. Речь идёт об установке поведенческих правил, которые позволили бы привить общественные нормы, исключить агрессию и прочие неадекватные реакции со стороны ребёнка. О чём же необходимо помнить?
- Будьте последовательны. Крайне важно сохранять последовательность в воспитательном процессе. Сегодняшний запрет должен сохраняться и завтра.
- Определяйте приоритеты. Нельзя всё запрещать ребёнку, необходимо определиться, что действительно строго запрещено, а что – соответственно, разрешено. К категоричным ограничениям (их должно быть мало) можно отнести драки, ругань, опасное поведение и т.д.
- Устанавливайте причины плохих поступков. Если заблаговременно понять, что приводит к негативному поведению, можно либо снизить «накал страстей», либо устранить сам провоцирующий фактор.
- Сохраняйте спокойствие. Отказ от ярких эмоциональных всплесков – лучший помощник дисциплины. Разумеется, сложно остаться спокойным, когда ребёнок дерётся каждодневно или не желает купаться. Но серьёзность и спокойствие поможет донести требования до малыша без проблем.
- Говорите прямо и просто. Не следует подолгу рассказывать ребёнку, почему введён запрет или что последует за непослушание. Особенно данный принцип актуален в раннем возрасте. Важно подобрать слова, которые понятны для малыша или для подростка.
- Откажитесь от подкупа. Не стоит соблазнять ребёнка материальными благами, чтобы он вёл себя лучше или отказался от нежелательного поведения. Подобная тактика чревата тем, что в дальнейшем малыш станет требовать подарки в ответ на любую просьбу.